Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Книги-юбиляры 2018 года


 hello_html_4b46fc9b.jpghello_html_4b46fc9b.jpg

Первая часть драмы «Фауст», принадлежащая перу И.В. Гёте, была написана 210 лет назад.

hello_html_48578197.jpghello_html_48578197.jpg
 

Поэма «Полтава» отмечает в 2018 году свой 190 день рождения.

hello_html_m11e84ed9.jpg

Свой 185 день рождения отметит роман «Евгения Гранде» О. де Бальзака.

hello_html_m29c368b8.jpg
180 лет исполняется литературной версии сказки «Стойкий оловянный солдатик», принадлежащей перу Г.Х. Андерсена. Трагическая история любви маленького одноногого солдата к фарфоровой куколке-балерине стала приобрела популярность во всех европейских странах.

hello_html_m6f3e5fa8.jpg

180 лет «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – исторической поэме, представляющей собой произведение раннего творчества М.Ю. Лермонтова.
 
hello_html_m55b413b.jpg

В 2018 году 180 лет исполняется «Приключениям Оливера Твиста». Мастер авантюрно-приключенческих романов Чарльз Диккенс повествует о тяжелых испытаниях, которые выпадают маленькому беспризорному мальчику, живущему на улицах Лондона.
 
hello_html_4951277c.jpg
 
170 лет исполняется роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Произведение относится к жанру сентиментальных романов и повествует о трагической судьбе мечтателя, сталкивающегося с жестокостью и несправедливостью общества.

hello_html_6aa682ea.jpg
 
Сказке «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова исполняется 160 лет. Рассказ представляет собой русскую национальную вариацию легенды о Красавице и Чудовище, встречающейся в устном народном творчестве большинства европейских стран и даже в некоторых восточных странах. Сюжетная линия истории была записана автором со слов его ключницы Пелагеи.
 
hello_html_570a0535.jpg
 
Английский историко-приключенческий роман Майн Рида «Оцеола, вождь семинолов» впервые был напечатан 160 лет назад. Произведение описывает события Второй Семинольской войны.
 
hello_html_m6f5454e4.jpg

Повесть о социальном неравенстве и любви «Ася» И.С.Тургенева была опубликована 160 лет назад. В произведении повествуется о любви молодого светского мужчины и юной деревенской девушки. Повесть построена как воспоминания пожилого почтенного человека о временах своей молодости.

hello_html_295df7cd.jpg
 
160 лет назад была напечатана книга «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова. Произведение представляет собой вторую часть автобиографической трилогии автора. В повести рассказывается о детстве и отрочестве писателя, которое проходило на Южном Урале

 


Наши друзья:

 

СБпстС

Томск, погода в Томске, сайты Томска, купить в Томске,библиотека, электронная библиотека,бесплатная библиотека

По следам попа Ипата

В 20 минутах езды от Томска находится деревня Ипатово, которая есть на карте, но про нее мало кто знает. Зимой Ипатово пустеет и оживает только летом.

 

От Лучаново до Ипатово около трех километров. Дорога, по которой мы едем, очень плоха: грязь, тракторные колеи, ухабы и промоины. Зато красиво. Вдоль дороги с обеих сторон реликтовый кедровый лес. Ветви столетних кедров свисают прямо над дорогой.

По следам попа Ипата
Фото: Вячеслав Балашев и Владислав Ливаренко
 

Въезжаем в деревню. У старинного дома с раскрашенной резьбой встречаем хозяйку Ольгу Добрецову. Ольге 55 лет, всю жизнь она проработала медсестрой, зимой живет в Северске, а летом перебирается в Ипатово.

 

На вопрос о том, кто построил этот дом, Ольга ответить затрудняется, но с удовольствием рассказывает другие интересные факты.

 

— Этот дом даже не знаю как строился, не сказать чтобы мои предки были купцами. Его хотели забрать в Коларово в музей под открытым небом, когда еще жизнь в Ипатово кипела. Разобрать и перевезти, там предполагался какой-то музейный комплекс.

По следам попа Ипата
 
 

Внутри дома русская печь с модернизированной металлической трубой. Интерьер в комнате тоже старинный, и только электрическая лампочка и часть мебели напоминает в каком мы сейчас веке.

 

По следам попа Ипата
 

Ипатово стоит на пригорке в живописном месте. Ольга с упоением в голосе рассказывает о здешних красотах.

 

— Место такое хорошее, видите кедрач, хотя он маленько приболел, он же был весь зеленый, тут столько шишки было, были шишкари, у меня родители как белки лазили на деревья, только вот я — нет.

 

Будут ли ее дети жить в деревне, Ольга не уверена.

 

— В том то и дело, что молодежи это не интересно. Но у меня сын приезжает, косит, что-то делает, ему здесь нравится, а вот дочка у меня боится насекомых и ездит редко.

 

По словам Ольги в упадок деревня начала приходить в 70-ых годах, когда все потянулись в город.

 

— У меня бабушка умерла в 1984 году, а уехала отсюда еще раньше, может в 70-ом, мы ее потом привозили летом на огород. А когда-то деревня была большая, тут и коней держали и церковь на взгорочке была.

По следам попа Ипата
 

По данным «Списка населенных мест Сибирского края» деревня Ипатово на речке Харламовке была основана в 1600 году. Под Томском появились заимки, основанные раскольниками, беглыми, ссыльными. Беглые крестьяне селились в вотчине Алексеевского мужского монастыря, а ссыльный поп Ипат основал деревню Ипатово.

 

Занимались жители сначала сельским хозяйством, а затем в связи с бурным развитием Сибирского Тракта — извозом. Как сказано в книге «Влияние Московско-Сибирского тракта на жизнь населения Сибири» в Спасском, Вороново, Петухово, Батурино извозом занимались от 15 до 20 хозяйств, а в Ипатово, Аксеново, Белоусово — все дворы.

 

Сейчас в Ипатове около 12 дворов, люди живут здесь с весны и до поздней осени. Многие — потомки Поповых и Макаровых. Именно эти две фамилии были у жителей поселения в 18-19 веках. Ипатовцы живут по-семейному. В быту используют не фамилии, а прозвища.

 

— Здесь у всех клички были: «нос», «писарь» точнее «писатель», Паша «чача». Паша-чача сгорел при пожаре, он был местная знаменитость, типа старосты тут был. Все уезжали, а Паша-«чача» здесь жил с Марусей, зимовал, — рассказывает Ольга Добрецова.

По следам попа Ипата
 

Идем дальше. Смеркается. Часть жителей уже легли спать, в некоторых домах никого нет. Встречаем Кляшеву Татьяну и Геннадия Никифорова. Татьяна родилась в соседнем Лоскутове, в Ипатове познакомилась со своим будущим мужем, и когда ей исполнилось 21, переехала в Ипатово жить.

 

— Деревня была большая, люди очень хорошие, добрые. До революции в Ипатове было 350 дворов, церковь была. Школы не было, дети учились в Лучанове, — рассказывает Татьяна.

 

По данным списка населенных мест Томской губернии на 1911 год в деревне Ипатово были молитвенный дом, церковно-приходская школа, одна мелочная лавка. В конце 19 – начале 20 века деревня Ипатово относилась к Спасской волости Томского уезда Томской губернии, а с 1929 года — к Коларовскому району Томского округа Сибирского края. Сейчас Ипатово заселено только в летнее время, по примерным подсчетам местных жителей летом здесь живет около 20 человек.

 

— В Ипатове был отличный кедрач, теперь его сильно повырубали. А шишку заготавливают гастарбайтеры.

 

Сейчас инфраструктуры в Ипатово никакой нет, водонапорная башня разрушилась, дорогу зимой не чистят, летом после дождя проехать можно только на внедорожнике. Магазинов нет, автобус в деревню не ходит. Люди добираются пешком из Лучанова по лесу или на машине по разбитой дороге через лес или поля.

 

Раньше здесь было озеро, река Васильевка: сейчас они пересохли. Воду приходится воду запасать, чтобы огород полить. Питьевую возим из города.

По следам попа Ипата
 

По словам Татьяны, деревня немного начала возрождаться, появились новые жители. Но администрация по прежнему игнорирует просьбы о восстановлении дороги.

 

Еще одна проблема — вырубки леса, как считает Татьяна, незаконные. Говорят, что рубят лес для ветеранов, но словам этим веры нет, ветеранов мало осталось, а леса возят много.

 

— Я знаю где у меня грибы растут, знаю где мне травку порвать, знаю где шишку собрать, а сейчас весь лес вырубили.

По следам попа Ипата
 

Александр Мазуренко — глава Богашевского сельского поселения подтвердил нам, что Ипатово как населенный пункт официально пока еще существует, хотя там уже нет ни одного прописанного человека.

 

— Районные и областные власти за то, чтобы убрать этот населенный пункт из списков, — говорит Александр Мазуренко. — Но мы предлагаем сформировать там земельный участок, нарезать его и продавать людям под строительство. Если будет ради кого, тогда, может, и на дорогу деньги найдутся. А сейчас там никого нет, вот дорогу и не делают. Насчет вырубок, насколько мне известно, там лесники проводят санитарные рубки. Но так они уже много чего вырубили. Мы в Ипатово приезжали два года назад, там было целое поле конопли, пришлось уничтожать ее трактором.

 

Кстати, когда мы спросили у местных жителей, что интересного в Ипатово за это лето происходило, нам ответили «приезжали наркоманы на мопеде, поздоровались, порвали коноплю и уехали, вот и все события».

 

Уезжаем из Ипатова мы уже в темноте, позади горят окна домов ожившей на лето деревни. Зимой дорогу заметет и жизнь замрет до следующего сезона.

По следам попа Ипата